Ситникова Светлана Александровна

Ситникова С.А. Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы.» как средство воспитания любви к культуре и родному слову

Ситникова Светлана Александровна,
преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ г. Москвы
Московского хореографического училища
при Московском государственном академическом театре танца "Гжель",
Аннотация: в статье рассмотрен процесс формирования основных духовных ценностей, необходимых для воспитания гармоничной личности, раскрыты возможности применения практики экскурсий в урочное и во внеурочное время как системный подход к обучению и воспитанию (из опыта работы).
Ключевые слова: практика экскурсий, духовое воспитание, искусство слова, гармоничная личность, дефицит культуры, тематические экскурсии, самовоспитание, нравственные идеи.
Ты волен и плавен, как Волга и Ладога,
Как наши равнины, широк и велик,
Живой, как родник,
Многоцветный, как радуга,
Звучащий, как музыка, русский язык.

Как же показать обучающемуся всю красоту и мелодичность русского языка? Как привить любовь к родному языку? Как привить гордость за принадлежность к русской нации?
В современных условиях жизни российского общества воспитание стало главным социальным и государственным приоритетом. В современном обществе обнаруживается дефицит нравственности, дефицит культуры, бережного отношения к родному языку. Москва, сердце России, является свидетелем того, что создано нашими предками. Причём это касается не только истории как таковой, но и множества важнейших событий мировой истории. Кроме чисто исторической ценности, Москва – отличный образец искусства. Эстетика Москвы располагает к длительному созерцанию всех бесконечных красот этого великолепного памятника, по сути включающего в себя целый ряд объектов, каждый из которых заслуживает предельно внимательного исследования.
В своей статье я хочу обратиться к практике экскурсий в рамках Олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». В течение нескольких лет команда учащихся Московского художественного хореографического училища при МГАТТ «Гжель» являлась победителем данной олимпиады. Мы с ребятами посещали музеи, парки и усадьбы. В большинстве своём это были литературные и музыкальные экскурсии. Я считаю, что данные мероприятия помогают учителям познакомить детей с материалом по предмету. Педагоги видят в них эффективную форму приобретения знаний и важное средство воспитания эстетического вкуса, любви к родному языку, музыкальным произведениям величайших композиторов.
Например, мы с ребятами посетили музей «Чайковский и Москва» в рамках олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». Экскурсовод интересно рассказала не только о двенадцати годах, прожитых композитором в Москве, но и дала информацию о других сторонах жизни гения, не связанных со столицей.
Ребята почувствовали атмосферу величия П.И. Чайковского, увидели его рукописные творения в нотах и личных письмах, услышали его музыку, прикоснулись к тамбуринам, создавая вместе с экскурсоводом музыкальную вариацию, взглянули на фотографии друзей и почитателей творчества великого композитора. Все это погрузило учащихся в удивительную атмосферу бережной любви и уважительного почитания гения П.И. Чайковского.

Фото 1. Экскурсия в музей «П.И. Чайковский и Москва»

С удовольствием ребята посетили музей славянской письменности «Слово». Музей интерактивный: трогателен, брать, открывать и закрывать, нажимать и слушать можно всё или почти всё. Путешественники по истории появления кириллицы побывали и в келье монаха-переписчика, и в Новгороде Великом, и в одной из первых печатных мастерских, и в старой школе.
Очень понравился зал, где стояли войлочные шалашики, напоминающие валенки. Внутри каждого «валенка» стоял стул, и из динамика, вмонтированного в «валенок», можно было послушать рассказы простых жителей сибирских деревень об их жизни, посмаковать этот удивительный говор.

Фото 2. Экскурсия в музей «Слово»
В филиале музея музыки - музей С.С.Прокофьева ребятам провели экскурсию «Композитор, опередивший время». В этом доме композитор, пианист и дирижер Сергей Сергеевич Прокофьев провёл последние шесть лет своей жизни - с 1947 по 1953 год. Музей небольшой и современный, есть интерактивные экспонаты, с помощью которых ребята послушали музыку композитора, изучили его биографию, посмотрели сцены из балета.

Фото 3. Экскурсия в музей С.С. Прокофьева

Гармоника – один из самых любимых музыкальных инструментов в России. Уникальный музей, в котором собраны гармоники и другие родственные музыкальные инструменты, расположен в центре Москвы. Всего в мире существует четыре подобных музея, московский Музей русской гармоники Альфреда Мирека – один из них. В музее, помимо большого количества музыкальных инструментов, представлены артефакты, имеющие отношение к истории появления, развития и использования инструмента в быту, к становлению исполнительского мастерства на гармонике и других популярных язычковых музыкальных инструментах. Ребята ознакомились с экспозицией музея и успешно ответили на вопросы олимпиады «Музеи. Парки. усадьбы».

Фото 4. Экскурсия в музей Гармоники
В итоге следует сказать следующее. Для должного воспитательного воздействия необходимо показать детям, что существует мир, полный духовных нравственных идей, творчества, культуры.
В процессе посещения экскурсий у учащихся формируются следующие компетенции:

  • высокий уровень знаний по русскому языку, литературе, музыке, и предметам эстетического цикла;
  • умение анализировать и оформлять полученные знания;
  • формирование исследовательского мышления, стремления к творчеству и познанию окружающего мира;
  • развитие интереса к познанию и сохранению культурных ценностей своего родного города.


С помощью духовного и художественно-эстетического воспитания у учащихся выстраивается целостная картина мира. Таким образом, через внеурочную деятельность посредством творческого развития происходит воспитание гармонично развитой личности, формирование компетентного человека – гражданина своей страны.

Список литературы

  1. Александров И. Н., Сергиенко Л. А. Экскурсионная работа в общеобразовательной школе (из опыта работы) // Молодой ученый. 2013. №9. С. 350-352.
  2. Быков А.К., Мельниченко И. И. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007. 265 с.
  3. Емельянов Б.В. Методика подготовки и проведения экскурсий. – М.: ЦРИБ «Турист», 2010. 242 с.
  4. Савина Н.В. Экскурсоведение: Учебное пособие / Н.В. Савина, З.М. Горбылева. – Мн.: БГЭУ, 2014. 166 с.
  5. Сборник «Секреты педагогического мастерства» Духовно-нравственное воспитание. ЦПР г.о.Химки, 2019. 167 с.
  6. Сичинава В.А. Экскурсия работа: (Из опыта). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2011. 216 с.
© 2024 Все права защищены

Производство и сопровождение сайтов  www.smib.ru