РОЛЬ И МЕСТО РУССКОГО ЯЗЫКА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ УЗБЕКИСТАНА)
Лямкина Виктория Александровна –
заместитель декана по научной работе и инновациям
Узбекский государственный университет мировых языков,
Республика Узбекистан, г. Ташкент
Аннотация: В данной статье рассматривается роль и место русского языка в контексте глобализации. Актуальность исследования заключается в том, что русский язык в Узбекистане представляет собой значимую языковую и межкультурную коммуникацию во всех сферах многонационального общества, включая систему образования. Автором указываются перспективы развития и распространения.
Ключевые слова: русский язык, языковая ситуация, билингвизм, языковое сообщество, языковая и межкультурная коммуникация.
Abstract: This article examines the role and place of the Russian language in the context of globalization. The relevance of the study lies in the fact that the Russian language in Uzbekistan represents significant linguistic and intercultural communication in all spheres of a multinational society, including the education system. The author indicates prospects for development and dissemination.
Key words: Russian language, language situation, bilingualism, language community, language and intercultural communication.
Русский язык играет важную роль в эпоху глобализации. Он является официальным языком ООН и одним из наиболее распространенных языков в мире. Он является ключевым элементом в сохранении и развитии русскоязычной культуры и образования. Русский язык важная составляющая в рамках сохранения и развития культуры и образования русскоязычного населения, включая страны СНГ и другие государства, где проживают русскоязычные общины.
Русский язык в Узбекистане характеризуется значительным присутствием на протяжении десятилетий. Начиная с 1865 года началось активное взаимодействие Российского государства с территориями Центральной Азии, включая Узбекистан. Это время характеризуется введением российской системы образования, в том числе и в узбекской среде. C 1880 по 1920 годы русский язык начал активно преподаваться в местных учебных заведениях [10]. Одним из значимых моментов, связанных с русским языком в системе образования Узбекистана является открытие в 1865 году Ташкентского университета. Данный университет являлся образовательным центром просвещения и культуры для населения [3].
Важно отметить, что в 1924 году была создана Узбекская автономная Советская Социалистическая Республика, где русский язык получил статус одного из государственных языков [10].
После провозглашения независимости в Узбекистане начался процесс выбора собственной языковой ситуации, которая тесным образом связана с языковой политикой в стране.
Современная языковая ситуация любой страны характеризуется повышением значимости коммуникативно-политических аспектов вокруг различных языков внутри страны [12]. Они оказывают свое влияние на язык, его функционирование, способы и методы использования. Согласно мнению В.И. Клокова «основными параметрами применения языковых мероприятий считаются следующие: взаимоотношения, основанные на национальном уровне, отношения, основанные на взаимопонимании государства и общества, процесс просвещения, культурно-эстетические взаимоотношения, научный, технический прогресс и религия» [5].
Термин «языковая ситуация» можно охарактеризовать тем, что среди функционально-языковых соединений образуются какие-либо взаимоотношения на отдельно взятой территории, например, в каком-нибудь государстве [9]. Расширенная трактовка данного понятия была приведена Н.Б. Вахтиным. Согласно мнению ученого термин «языковая ситуация» характеризуется как «взаимоотношение типов и языков, учитывая их функции в аспекте конкретно выбранного языкового союза» [2].
Многонациональные государства часто характеризуются билингвизмом. Под понятием «билингвизм» понимается способность человека употреблять два языка [11]. То есть формируется языковая ситуация, где допустимо по ряду причин использование двух языков. Эта тенденция может относиться как к отдельному человеку, так и к обществу, а, следовательно, ко всему языковому сообществу. Необходимо отметить, что «языковое сообщество определяется как процесс коллективизации всех участников языковой коммуникации по ряду общих признаков» [4].
Роль русского языка в эпоху глобализации заключается в том, что он служит средством общения между людьми из разных стран, особенно в сферах политики, экономики и науки. В 2019 г. был издан Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному повышению роли и авторитета узбекского языка в качестве государственного языка»[1], где узбекскому языку отведена значимая роль использования во всех сферах социальной жизни страны. В тоже время, в последние годы в Узбекистане наблюдается тенденция в сторону поощрения многоязычия. В данном Указе отмечено, что необходимо создать одинаковые условия для народа, включая все нации и национальности, которые формируют население Узбекистана. Следовательно, можно сделать вывод, что в Узбекистане нет ограничений в области использования русского языка.
В настоящее время русский язык преподают в образовательных учреждениях Узбекистана, используют в сфере туризма, бизнеса, международных отношений и в научно-культурной сфере.
Важно отметить, что в системе образования Узбекистана происходит постоянный процесс развития. Данный процесс также направлен и на популяризацию русского языка. Одним из актуальных проектов является проект «Класс!» («Зўр!» пер. узб.яз.), который реализуется совместно с Министерством просвещения РФ, Министерством образования РУз и Фондом «Искусство, наука и спорт» [7]. В рамках проекта проводятся курсы повышения квалификации преподавателей русского языка, создаются новые учебные пособия и программы [8].
Как было отмечено выше, в Узбекистане задана тенденция на сохранение и изучение языков, включая русский язык. Данная тенденция представляет собой вектор направленности на дальнейшие перспективы развития роли русского языка как в Узбекистане во всех сферах общества.
Одной из перспектив развития роли русского языка в системе образования можно рассмотреть вопрос расширения и совершенствования методологии преподавания. Необходимо поддерживать и развивать образовательные, культурно-просветительские и социально-экономические связи с Российской Федерацией. Яркими примерами могут послужить Фонд «Русский мир», Российский центр науки и культуры в Ташкенте, Россотрудничество, Институт изучения русского языка, созданный на базе Узбекского государственного университета мировых языков. Данные организации являются ведущими и способствуют развитию роли русского языка и его изучению в Узбекистане [6].
Второй из немаловажных перспектив является организация различных мероприятий, относящихся к русскому языку и культуре. Например, организовывать мероприятия, посвященные русскому языку, такие как День рождения А.С. Пушкина, День русского языка, Виноградовские чтения, Дни Сергея Есенина и др. В образовательных учреждениях можно проводить интерактивные открытые уроки, игры, месячники русского языка, приуроченные к памятным датам [6].
Важно подчеркнуть, что в СНГ 2023 год объявлен «Годом русского языка как языка межнационального общения», что без сомнений способствует взаимному просветительскому, духовному и культурному обогащению населения всех стран СНГ.
Таким образом, русский язык в Узбекистане представляет собой значимую языковую и межкультурную коммуникацию во всех сферах многонационального общества, и его значение в эпоху глобализации трудно переоценить.
Список использованной литературы
1. Арутюнова, М. А. Языковая политика и статус русского языка в СССР и государствах постсоветского пространства / М. А. Арутюнова // Вестник Московского университета. Серия 25 "Международные отношения и мировая политика". – 2012. – № 1.
2. Вахтин Н.Б., Головко Е.В. Социолингвистика и социология языка. Санкт-Петербург: Издательский центр «Гуманитарная академия», Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2004. – С. 336.
3. Добросмыслов А.И. Ташкент в прошлом и настоящем. Исторический очерк. Ташкент, 1912.
4. Жукова И.Н. Словарь терминов межкультурной коммуникации. – Moсква: Флинта, 2013. – 348 с. — ISBN 9785976510838
5. Клоков В.Т. Языковая политика во франкоязычных странах Африки. Саратов, 1992.
6. Лямкина В. А. Отношение жителей Узбекистана к русскому языку: опыт социолингвистического исследования //Москва. – 2021.
7. Лямкина В. А. Роль и значимость русского языка в контексте языковой ситуации Узбекистана / В. А. Лямкина // Языковое образование в современном цифровом пространстве: подходы, технологии, перспективы: материалы международной научно-практической конференции, Хабаровск, 11–12 ноября 2021 года / Дальневосточный государственный университет путей сообщения. – Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2022. – С. 57-71.
8. Лямкина, В. А. Функционирование и значение русского языка в современных реалиях Узбекистана / В. А. Лямкина // Международный научный конгресс "Русский язык в странах СНГ": положение, функционирование, коммуникация: Сборник материалов, Москва, 01–03 ноября 2022 года. Том Часть II. – Москва: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2022. – С. 41-43.
9. Никольский Л.Б. Языковая политика как форма сознательного воздействия общества на языковое развитие // Язык и общество под ред. Ф.П. Филина. Москва, 1968. – С. 111-130.
10. Allworth, E. The Modern Uzbeks — From the fourteenth century to the present, a cultural history. Stanford, CA: Hoover Institute Press, 1990.
11. Genesee, F. & Nicoladis, E. (2015). Language development in bilingual preschool children. In E. Garcia & B. MacLaughlin (Eds.), Meeting the challenge of linguistic and cultural diversity (pp. 18-33). New York: Teachers College Press
12. Grenoble L.A.: Language Policy in the Soviet Union. 2003
[1] Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному повышению роли и авторитета узбекского языка в качестве государственного» (№УП-5850 от 21 октября, 2019 г.) https://lex.uz/ru/docs/4561747