Бобров Александр Александрович

РУССКИХ СЛОВ ДУША

В рамках Музыкально – поэтического Фестиваля «Великие соавторы XX столетия», поддержанного Президентским Фондом культурных инициатив,  Союз писателей России, Фонд творческого наследия имени Виктора Бокова, Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Л. Г. Зыкиной в рамках Года русского языка как языка межнационального общения в странах СНГ 24 октября 2023 года проводят в 15 часов Международную культурологическую научно - практическую конференцию «Русских слов душа» в Шолоховском зале на Комсомольском, 13.

Ещё весной председатель правления Союза писателей Росси Николай Иванов подписал несколько десятков писем-приглашений в руководящие структуры стран СНГ, в бывшие Союзы писателей республик СССР с предложением принять участие в этом насущном разговоре, осенённом русским Словом и русской Песней, воплощением которых стал истинно народный поэт Виктор Боков. Недаром Музей поэта был создан земляками в деревне Язвицы ещё при жизни певца России. Горячий отклик превзошёл ожидание организаторов: почти пятьдесят хранителей языка и творцов пожелали высказать очно и онлайн!

Прислало своё приветственное слово и министерство просвещения РФ, которое понимает, что российская культура – литературоцентрична, что одна из важнейших скреп СНГ – русский язык, оберегаемый прежде всего писателями.

Первым среди докладчиков в обширной программе стоит Александр БОБРОВ - поэт, публицист, член правления Союза писателей России, председатель Совета по песне, председатель комиссии по творческому наследию Виктора Бокова, кандидат филологических наук, профессор кафедры журналистики.

БОЖЕСТВЕННЫЙ ОГОНЬ СТИХА

Энергия Слова и Песни

Современные ученые приняли термин – энергия культуры и пришли к выводу, что в будущем мире победит тот, кто выиграет битву именно за эту энергию (даже не за атомную!), что всё явственнее будут существовать и взаимодействовать не страны в политических границах, а новые социально-культурные сообщества, обладающие скрепляющим ядром. Например, Русский мир, о котором не раз упоминал президент Владимир Путин, выступая перед деятелями культуры – это не очередной фонд, созданный под кремлевского политолога, даже не сама Россия плюс соотечественники за рубежом и на постсоветском пространстве, а вот это самое духовно-культурное ядро, которое порой не узришь, но оберегать и воссоздавать его – надо. Именно через его разрушенье, в том числе в самой России, был разорван и кроваво стравлен Славянский мир.

Русская литература как национальная философия, поэзия как высшая форма языка, песня как сокровенное выражение души - основы этого скрепляющего ядра. Но пока государственная информационно-культурная политика, увы, не выстроена, часто работает на его разрушение, достаточно послушать любой телеконцерт (а поэзию почти вовсе убрали с экранов!). Поэтому сегодня никак не могут быть забыты такие поэты как Виктор Боков – чудо ХХ века, по не раз повторенному определению поэтессы Ларисы Васильевой. Побывать во всех социальных слоях и кругах общества, пройти все исторические и житейские потрясения, испытать все литературные передряги, но сохранить при этом по-детски чистую душу и не изменить дару – разве это не чудо?

Россия! Родина! Крыльцо

С кустом, Взъерошенным ветрами.

Мне видится твоё лицо, -

Как Богородица Во храме.

Перед лицом России, её Слова и Песни мы снова думаем о выпавших на нашу долю испытаниях и не даём загасить огонь стиха.

Божественный огонь стиха

Подстать огню плавильной печи.

Он сын лесного родника,

Прямой ребёнок русской речи.

Этот огонь согревает не только русских творцов. Народный артист СССР Раймонд Паулс – один из немногих влиятельных людей в Прибалтике, которые совершенно не рады разрыву отношений с РФ. При этом речь идет не только о политических аспектах. Прежде всего, композитора гнетет ситуация с русским языком, которому власти Латвии фактически объявили войну. Проявления «независимости» Раймонд Паулс в этом не видит, а вот потерю культуры замечает. Кроме того, в той же России, отмечает музыкант, не существует никаких запретов на этот счет, что идет ей только на пользу. И такое положение вещей наводит на мысль, а где же на самом деле более свободное общество? И что-то подсказывает, что отнюдь не в Латвии и других прибалтийских республиках.

 Раймонд Паулс сразу попал в опалу. На него натравили местных журналистов, предоставив им возможность вволю поглумиться над прославленным музыкантом. Как только последнего ни клеймили и в чём ни упрекали! В частности, его называли забытым и никому ненужным пережитком советской эпохи. Впрочем, композитора это не сильно задевает. Он хотел высказаться и сделал это: «Мне уже столько лет, что я никого не боюсь и могу говорить правду», – констатировал недавно Раймонд Паулс.

Кстати, когда солистка Маргарита Вилцане вышла замуж за русского писателя Юрия Скопа (познакомились в Доме творчества в Дубултах), она попросила меня в ЦДЛ перевести на русский язык две песни Паулса, которые были в её репертуаре только на латышском. Я оперативно и добросовестно сделал и после командировки в Великие Луки проехал на поезде до Риги, до консерватории, где мне выписали весомый гонорар. Это была и политика, и творческое стремление расширять культурные горизонты!

На днях в Бишкеке президент Белоруссии Александр Лукашенко назвал русский язык общим для народов государств СНГ и призвал поддерживать учреждение международной организации по русскому языку: «Нельзя потерять язык межнационального общения, как его называют. И потом, я вообще не понимаю, а почему его должны потерять? Он что, вредит нам, нашему поколению? Нет. Он не должен вредить и поколению наших детей. Это наше достояние!», - заявил белорусский президент на заседании Совета глав государств СНГ в узком составе. Слова Лукашенко почему-то лишь промелькнули на федеральных телеканалах России. А ведь он сказал важнейшую вещь: «Можем достукаться до того, что будем общаться через переводчика, - язык - это живое, творчески развивающееся явление, так мы же вместе развивали этот русский язык. Там частичка азербайджанцев, узбеков, таджиков и так далее. Не только русских и белорусов. Поэтому зачем мы теряем русский язык?», - задал риторический вопрос Лукашенко.

Вот чему надо программы и ток-шоу посвящать!

Однако современная культурно-информационная политика, издательская и премиальная политика в России – не всегда соответствует вызовам сурового и переломного времени. Об этом я не раз пиал в наших литературных изданиях, на сайте «Российского писателя». К чему это приводит?

Недавно от нас ушла Ольга Фокина, истинно народная поэтесса, с которой мы вместе не раз выступали в Вологде, когда приезжали туда с Виктором Боковым. Помню, сидим-скачаем в номере обкомовской гостиницы, неохота выходить в лютый мороз. И Боков говорит: «Да, Вологда... Получил много лет назад письмо от одного вологодского старшеклассника: «Виктор Фёдорович, я хочу, как и Вы, заниматься фолькормом». И сразу – смех и настроение.

А ведь и к фолькорму было странное отношение. Например, Ольга Фрейденберг – ленинградская исследовательница происхождения сюжетов и жанров, двоюродная сестра Бориса Пастернака (известна их переписка) в отличие от брата, который очень ценил стихи Виктора Бокова, особенно за их органичную связь с русским фольклором, в ходе дискуссии о фольклоре в Ленинграде в июне 1931 года выступила довольно агрессивно: «…Мы не должны пассивно ждать изжития фольклора, а приложить все методы борьбы к его коренному уничтожению». Во как! – коренное уничтожение. Но Сталин любил фольклор. Северный народный хор зародился в 30-е годы, а в 1940 года – коллектив становится профессиональным. Воронежский хор появился в рабочем поселке Анна в разгар Великой Отечественной войны — в 1943 году. В октябре 1946 года русский народный хор из села Большая Журавинка Ряжского района Рязанской области получил статус «государственный». Сколько песен написал Боков для этих прославленных хоров!

Так вот, северодвинский критик Андрей Рудалев, с которым я порой полемизирую, справедливо написал: «Сегодня в Вологде скончалась Ольга Фокина. Большой русский поэт. Что в последние десятилетия сделали для популяризации ее творчества? Ничего. Если спросить мадам Юзефович, то, скорее всего, скажет, что ничего не знает о такой, как несколько лет назад сказала о Личутине. Это все, что нужно знать о нашей увечной литконструкции, которая вытаптывает все живое и заглушает сорняками. Вот и из Фокиной лишь сделали местночтимого автора. Смотрю сейчас, что последние книги Ольги Фокиной выходили в 2003 и 2013 годах. Все это исключительно стараниями вологодских властей».

И тут же в ленте – на критика набросились, будто он у кого-то славу фальшивую хочет отнять! Некто Олейников вступился за Юзефович - мол, при чём тут она? А вот пусть посмотрит на фото, которое я выложил: там баннер на Суворовском бульваре с крупной надписью: "В этом кафе продаются книги, которые порекомендовала сама Юзефович". О, Белинский нашего времени! Ну с признанием её иноагентом и отвалом на Кипр – наверное, убрали.

Но ведь в этом перекосе – концентрация нынешней культурной и книгоиздательской политики, на которую, по странному распределению государственных обязанностей, не имеет никакого влияния министерство культуры. Ещё парадокс: министерства цифрового развития имеет свои подразделения не во всех областях, и в регионах по-прежнему работу писательских организаций, издательские программы курируют министерства и департаменты культуры. Это же уму непостижимо!

Хотя в приветственном слове нашей конференции заместитель министра культуры Грибов справедливо написал о развитии Центров русского языка в странах СНГ и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество.

В заключении хочу привести программное стихотворение Виктора Бокова:

Родина моя – не только Русь,

Родина моя – Кавказ, Молдавия,

Гордый горец с именем Эльбрус,

Высота торжественно-двуглавая.

Родина моя — широкий Днепр.

С кобзарем Шевченко мы - брательники.

Жил бы он на Волге с малых лет,

Мы бы вместе пели «Коробейники».

Родина моя — Алма-Ата,

Степь в тюльпанах розово-рассветная.

Мой характер — это доброта.

Убери ее — и сразу нет меня!

Я живу певучестью славян,

Этой меткой мы давно помечены.

Мне близка и музыка армян,

В ней печаль с надеждою повенчаны.

Я поэт. Пою Россию. Снег.

Поле. Путь. Возвышенное небо.

Для меня советский человек –

Друг и брат, какой бы крови не был!

Это главное советское наследие – братство, взаимопонимание, доброта – продолжают жить в лучших стихах и песнях!

Александр Бобров

© 2024 Все права защищены

Производство и сопровождение сайтов  www.smib.ru