ВНИМАНИЕ!
   |   
Опубликованы видео лауреатов конкурса в разделе СОБЫТИЯ/ВИДЕО!
   |   
ВНИМАНИЕ!
   |   
Опубликованы видео лауреатов конкурса в разделе СОБЫТИЯ/ВИДЕО!
   |   

Шарипова Евгения Владимировна

Обращение к славянской письменности как к культурному коду нации на уроках общеобразовательных дисциплин

 Шарипова Евгения Владимировна,

методист Московского хореографического училища

при Московском государственном академическом театре танца "Гжель",

 История каждого языка отражает историю и культуру народа – его носителя. Изучая древние корни и культурные памятники, мы узнаем, какие предметы, явления и действия были самыми важными для народа в период формирования языка на том или ином этапе развития человечества. Язык не только отражает действительность, но и интерпретирует ее, создавая особую реальность, в которой живет человек.

В языке заключен культурный код народа, позволяющий человечеству закрепить  традиции и  культуру этноса. Это своеобразный цивилизационный код.

Судьба славянских народов во многом определилась именно с принятием христианства и обретением письменности. С появлением кириллицы славянские народы обрели уникальный культурный код, который определил их жизненный путь.

Письменность в истории и культуре каждого народа играла и играет скрепляющую роль. Народы, не имевшие письменности, рано или поздно исчезали. Те народы, чья письменность была недостаточно совершенной, тоже подвергались риску ассимиляции.

Американский историк Д. Брестед отмечал: «Изобретение письма и удобной системы для записи на бумаге имело большее значение для дальнейшего развития человеческого рода, чем какое бы то ни было другое интеллектуальное достижение в истории человечества» [2].

История письменности неразрывно связана с историей народов. Именно степень развития письменности определяла, какие из народов могут стать цивилизациями, а какие исчезнут в океане всемирной истории, не сумев сохранить и передать потомкам свое культурное наследие.

Появление письменности стало одним из самых важных, фундаментальных открытий на долгом пути эволюции человечества. По значимости этот шаг можно сравнить с умением добывать огонь или изобретением колеса [1].

В частности, славянская письменность возникла гораздо позднее, чем греческая, или латинская. Но уникальный труд, предпринятый братьями Кириллом и Мефодием, прошел испытание веками, оказался на редкость жизнеспособным и позволил славянским народам сплотиться вокруг этого лингвистического стержня.

Сегодня мы вновь обращаемся к истокам славянской духовности как для осмысления ценностной системы, запечатленной в первой славянской азбуке, так и для собственной самоидентификации.

Первая славянская азбука - это не просто набор букв, это - начальная символическая матрица. В ней была заключена идея полноты и разнообразия мира, с ее приоритетом духовных ценностей над материальными, нравственными нормами «правой веры», принципом «твори добро». Эти главенствующие принципы сохранения жизни и культуры повторяются далее во всей древнеславянской книжной традиции. Таким образом, в качестве кириллического наследия славяне получили не только русский язык, но и четко выраженную в первой славянской азбуке символическую модель культуры, основанную на ценностях христианского миросозерцания [5].

Великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов отмечал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Сегодня это высказывание актуально как никогда. Понимание причинно-следственных связей, исторических и лингвистических, не только дают обучающимся более полное представление о своей стране и культуре, но и способствует самоидентификации личности в обществе.

В современном мире, в период быстрого развития Интернета, ускорения ритма жизни, сокращения речевого пространства, педагогу необходимо делать акцент на русском языке, русском алфавите.

Не случайно 2023 год объявлен Годом русского языка, как языка межнационального общения. На русском языке говорят более 200  миллионов человек в мире, и он уже несколько веков служит для объединения народов.

Обращение к истокам национальных культур славянских народов, прослеживание их тесной взаимосвязи, не только учит анализировать органическое единство и многообразие традиций различных этносов, но и воспитывает у обучающихся интерес к родной истории, а также чувство гражданственности и патриотизма.

В апреле 2023 г. в рамках Года русского языка и Недели славянской письменности преподаватели МХУ при МГАТТ «Гжель» провели цикл тематических уроков по истории, литературе и изобразительному искусству.

На уроках литературы учащиеся узнали о происхождении славянской письменности, о биографии и вкладе в развитие русского языка создателей славянского алфавита Кирилла и Мефодия.

Уроки истории  помогли ребятам открыть для себя особенности находок новгородских берестяных грамот; осознать важность изобретения печатного станка Иваном Федоровым и появления гражданского шрифта при Петре Первом.       

На уроках изобразительного искусства учащиеся смогли поэкспериментировать в области шрифтового дизайна. Им удалось создать уникальные графические шрифтовые композиции, используя алфавит кириллицы. Творческие работы включали в себя изображения древних свитков, коллажи и объемные предметы (Приложение).

Несомненно, глубокое разностороннее погружение в данную тематику позволяет обучающимся полностью раскрыть уникальность славянской письменности как графического языка, прочувствовав на практике всю красоту и самобытность букв русского алфавита.

Сегодня, когда вопрос национального единства граждан нашей страны становится все более актуален, трудно переоценить важность проведения подобных учебно-воспитательных мероприятий. Такая педагогическая работа способствует воспитанию у обучающихся уважительного отношения к богатству русского языка, любви к России, своему народу, своему краю; а также формированию основ российской культурной и гражданской идентичности.

Как отмечает академик Международной академии наук высшей школы, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой сопоставительного изучения русского и других языков факультета иностранных языков МГУ им. М.В. Ломоносова Игорь Милославский, «Русский язык — это феномен, который постоянно привлекает внимание его носителей в самых различных аспектах»6. И задача педагогического сообщества – передать последующим поколениям важность уникальности и самобытности русского языка.

Список литературы:

 

1. Анчабадзе Н.А. Значение эволюции письма в системе культурных ценностей человечества //Успехи современного естествознания. – 2009. № 9.

2.  Гельб И. Опыт изучения письма. – М., 1982.

3.  Додонов И. Ю. Истоки славянской письменности – М.: Вече, 2008.

4.  Замалетдинов Р.Р., Замалетдинова Г.Ф. Язык – культурный код нации и ключ к культуре всего человечества/Филология и культура. PHILOLOGY AND CULTUR, 2012. №2(28)

5. Карпенко Л.Б. Глаголица св. Кирилла: к истокам славянской духовности// Веснік Палескага дзяржаўнага універсітэта. Серыя грамадскіх і гуманітарных навук: научно-практический журнал. - 2010. - №1. - С. 69-78

6. Милославский И.Г. Русский язык как культурная и интеллектуальная ценность и как школьный предмет//Русский язык-духовная ценность народа Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева – Красноярск, 2007.

© 2024 Все права защищены

Производство и сопровождение сайтов  www.smib.ru